"Крошечная
израильская компания Mirabilis взяла Интернет штурмом", - писала в
феврале 1998 года San Francisco Chronicle. Их программа ICQ в первый же
год набрала 7,5 млн подписчиков, а спустя немногим более пяти лет их
стало 100 млн. Простота, доступность и открытость ICQ позволили ей
невероятно быстро обрасти несметным множеством дополнений и
усовершенствований, привлекающих внимание миллионов новых поклонников
по всему миру. Невероятным и был успех создателей ICQ, четырех
двадцатилетних парней, подаривших людям новый способ находить друзей и
общаться, преодолевая расстояния и границы, и сказочно на этом
разбогатевших.
Это - история ICQ со слов Джима Даттона, очевидца
событий, работавшего над схожим проектом в другой компании, Activerse,
проигравшей ICQ. И это часть истории мира современных технологий. Мира,
где есть место энтузиазму и бескорыстию, жажде наживы и шпионажу,
интригам и большой удаче, схватить которую - мечта многих и удел, увы,
единиц.
1997 год. Невинные забавы Команда Даттона работала
тогда над созданием новой среды для виртуальных офисов. Прототип
показали нескольким друзьям, их реакция обескураживала: "Симпатично, но
я бы не стал это использовать". Впрочем, одна из возможностей этого
софта заинтересовала большинство тех, кто с ним познакомился, -
возможность видеть, когда другие сотрудники компании находятся в
интерактивном режиме.
Activerse не знала тогда, но скоро
выяснила, что другая группа программистов носилась с подобной идеей уже
несколько месяцев. Это были Арик Варди, Яйр Голдфингер, Сефи Вигисер и
Амнон Амир - старшеклассники из Тель-Авива, которые создали компанию
Mirabilis и еще в ноябре 1996 года выпустили небольшое приложение под
названием ICQ (произносится как "I seek you" - "я тебя ищу"). И эта
штуковина была лучше той, что сделала Activerse. А хуже всего было то,
пишет Даттон, что эти мальчики раздавали свое программное обеспечение
задаром и, кажется, вообще не собирались на нем хоть когда-нибудь
зарабатывать. Число пользователей ICQ росло, и росло быстрее, чем у
какого-либо другого софта в истории. К середине года в активе ICQ были
миллионы человек, в основном подростков, многие из которых использовали
ее каждый день. Activerse, впрочем, была счастлива уступить такой рынок
мальчишкам из Mirabilis. Она решила сосредоточиться на платежах и
корпоративных клиентах. Но вновь опоздала: ICQ-сервер для предприятий
был выпущен Mirabilis уже в августе 1997 года.
Рынок IM быстро
набирал обороты. В октябре в Activerse позвонили из Microsoft: ее
представителей приглашали в Редмонт, чтобы они могли ознакомиться со
стандартом протокола IM, разработанным в корпорации. Они съездили. По
мнению Даттона, этот стандарт свидетельствовал лишь о том, что
Microsoft пытается столкнуть с рельсов быстро набирающий скорость поезд
Mirabilis.
1998 год. Как стать миллионером Несмотря на дикую
популярность и быстрый рост, в начале 1998 года ICQ обладала не самой
большой базой пользователей. America Online, еще в 1997 году заметив
феноменальный успех IM, переделала свою программу для мгновенного
обмена сообщениями, AOL Instant Messenger (AIM), и интегрировала ее в
Netscape Navigator. Поскольку каждый клиент AOL по определению был
зарегистрированным пользователем AIM, у нее имелось порядка 10 млн
пользователей. Однако скорость, с которой простенькая ICQ набирала
новых подписчиков, AIM и не снилась. Было ясно, что по размеру и по
лояльности аудитория ICQ скоро затмит "аоловскую". И это при том, что
Mirabilis ни гроша не тратила на маркетинг и рекламу.
Было ясно
и то, что другой гигант, Microsoft, проигрывает на этом быстро растущем
рынке. Увлекшись битвой с Netscape за первенство на рынке
интернет-браузеров, Microsoft пропускала то, что не лежало на
поверхности, а именно - что миллионы людей, которых эти браузеры
связывают с Сетью, оторваны друг от друга, раз не могут общаться
напрямую. Microsoft решила исправить положение, поглотив выскочку
Mirabilis.
Надо сказать, что Mirabilis к тому времени уже
немного повзрослела. В ней было порядка ста служащих, главным образом в
Тель-Авиве и в Нью-Йорке, где были установлены серверы, обслуживающие
ICQ. Но по сути она оставалась группой тинейджеров, не имевших опыта в
деловом мире. Миллионы клиентов не приносили им никаких доходов, у них
не было плана, как начать зарабатывать, и они, вероятно, с легкостью
согласились бы на предложение Microsoft, если бы не вмешался Йоси
Варди, отец главы Mirabilis Арика Варди, жесткий и харизматичный, один
из крупнейших израильских инвесторов. Йоси заявил, что Microsoft зря
считает себя единственной компанией на земле, которая хочет иметь ICQ.
В
июне 1998 года ICQ досталась-таки не Microsoft, а AOL. Гигантская
корпорация выложила вчерашним школьникам, отцам-основателям ICQ, 287
млн долларов наличными, без всяких условностей типа опционов и
варрантов.
Что касается Microsoft, то она прикупила небольшой
стартап Flash Communications и немедленно объявила о своих планах
выпустить MSN Messenger. Ну а у ICQ к концу этого года было больше
подписчиков, чем даже у самой AOL. И она все еще лидировала на
Download.com, крупнейшем в мире сайте, откуда пользователи Интернета
могут загрузить понравившуюся им программу. ICQ загружали миллион раз в
неделю.
1999 год. Битва титанов Успех привлек к технологии IM
внимание других телекоммуникационных монстров, опасавшихся остаться на
обочине неожиданно появившегося и на глазах раздувавшегося рынка.
Activerse в конце концов досталась бостонскому интернет-конгломерату
CMGI, став одной из тридцати компаний, которые полностью или частично
принадлежали ему, его филиалам и его фондам.
Новому владельцу
удалось прикончить компанию в несколько приемов: Activerse объединили с
тремя другими компаниями, образовав CMGI Solutions; потом CMGI купил
Tribal Voice, работавшую в том же, что и Activerse, сегменте; затем
придал все разработки в области IM-технологий своему новому филиалу;
опять все переделал, объединив Tribal Voice с другой компанией. В
общем, пишет Даттон, "у CMGI было больше желудков, чем у коровы, и они
переварили нас в каждом из них".
Тем временем Microsoft наконец
выпустила MSN Messenger, который, кстати, никак не учитывал тот старый,
разработанный ими же самими стандарт. И AOL вступила в отчаянную борьбу
за сохранение своего лидерства на рынке IM. Первый MSN Messenger
обладал приятной возможностью - его пользователи могли свободно
обмениваться сообщениями с клиентами AIM. Но AOL немедленно перестроила
свои серверы так, чтобы это прекратить. Microsoft выпустила "заплатку",
устраняющую эту проблему. И еще несколько недель два гиганта, к
восхищению журналистов, лупили друг друга, не давая покоя своим
пользователям. Наконец Microsoft отступила. Новая версия ее MSN
Messenger, выпущенная в ноябре 1999 года, больше не пыталась установить
связь с AIM. Но AOL продолжает отбиваться от других компаний, включая
AT & T, Tribal Voice, Odigo и Trillian, которые все еще
предпринимают попытки объединить Сеть. Очевидно, она ценит внимание
только своих клиентов, хотя до сих пор так и не придумала, как
превращать его в деньги, ехидничает Даттон.
На этом легенда
"аськи" в его изложении заканчивается. Но жизнь продолжается. Microsoft
сейчас пытается обойти AOL с другой стороны, используя метод, который
позволил ей выбить Netscape в войне за рынок браузеров: она
интегрировала MSN Messenger в свою новую операционную систему Windows
XP и отлично расширила функциональные возможности самой программы,
включив, например, возможность проводить интерактивные
видеоконференции. AOL ответила тем, что предложила клиентам ICQ
возможность посылать сообщения на мобильные телефоны. Microsoft
парировала контрактом с Vodafone: пользователи мобильных телефонов
могут не только получать сообщения, но и отвечать пользователям
Messenger, а также читать свою электронную почту на серверах Hotmail,
принадлежащей Microsoft. Кстати, в России, где "аська" является самым
популярным IM-клиентом, это тоже работает - используя разработки
компании "Новософт", "Мобильные телесистемы" начали в Новосибирске
коммерческую эксплуатацию сервиса, позволяющего абонентам GSM-сети
пользоваться ICQ с мобильного телефона.
Следующий ход за AOL. К
2005 году, как ожидается, порядка 500 млн клиентов IM будут посылать
друг другу более 3 млрд сообщений в день. За то, чтобы дирижировать
этим мощным хором, стоит побороться, не так ли?
3 февраля 2006
в протокол обмена сообщениями интернет-пейджера ICQ были внесены
изменения, в результате чего пользователи альтернативных клиентов
перестали получать и отправлять сообщения. Изменения коснулись
протокола OSCAR, используемого AOL как в ICQ, так и в AIM, что
парализовало работу таких популярных программ как Miranda, QIP и
некоторых других. Клиент ICQ полностью бесплатен для пользователей,
однако приносит неплохую прибыль AOL за счёт размещения рекламы
В
результате чего пользователи всех 'неофициальных' клиентов на какоето
время остались без связи. Но проблема была быстро решена. Были выпушены
соответствуюшие обновления.
В октябре этого года стали
регитсрироватся номера начинаюшиеся на 4- что означает что количество
номеров на 3- близко к окончанию.